Home Проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь»
Проект «Модернизация системы образования РБ»


Процедуры и механизмы обеспечения соблюдения мер экологической безопасности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и процедурами Всемирного банка


Введение

Республика Беларусь  обратилась к Всемирному Банку реконструкции и развития с просьбой поддержки проекта «Модернизация в системе образования Республики Беларусь», направленного на повышение качества образовательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях различных областей республики. Все выбранные учреждения образования являются социально значимыми для конкретного района или области.

Основными задачами проекта являются: обеспечение  обучающимся современного качества образования и  укрепление материально-технической базы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. Бюджетные средства Республики Беларусь недостаточны для решения поставленных задач по удовлетворению потребности населения в современном общем среднем образовании. Основными компонентами проекта являются:

1)    Создание качественных условий обучения в учреждениях общего среднего образования, принимающих учащихся из закрытых и (или) реорганизованных учреждений общего среднего образования. Цель этого компонента - обеспечение равных условий для обучающихся в получении качественного образования, что будет способствовать их дальнейшей социализации в обществе.

Данный компонент предполагает:

А) Укрепление инфраструктуры учреждений общего среднего образования (капитальный ремонт, реконструкция и другое), которые принимают (или планируют принимать) учащихся из закрытых и (или) реорганизованных учреждений общего среднего образования;

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий:

- подготовительная работа для мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту учреждений общего среднего образования;

- реконструкция и капитальный ремонт учреждений общего среднего образования.

Б) расширение доступа к лабораторному оборудованию и информационным технологиям и возможностей их использования в образовательном процессе.

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий:

- обеспечение предметных кабинетов учебным оборудованием (физика, химия, биология, информатика);

- подготовка преподавателей к эффективному использованию лабораторного оборудования в учебном процессе

2)    Модернизация системы управления общим средним образованием. Цель этого компонента - использование ведущих международных практик оценки качества образования, финансирования и анализа данных для управления системой образования.

Данный компонент предполагает:

А) совершенствование национальной системы оценки образовательных достижений учащихся;

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий:

Консультации международных экспертов по вопросам совершенствования национальной системы оценки качества образования (по результатам анализа ее компонентов с использованием инструмента SABER):

- Формирующее оценивание образовательных достижений учащихся;

- Совершенствование национального мониторинга образовательных достижений учащихся (разработка и экспертиза диагностического инструментария; статистическая обработка и анализ полученных результатов; использование полученных результатов для управления качеством образования);

- Стажировки белорусских специалистов по вопросам оценки образовательных достижений учащихся, например, в таких странах, как Россия, Казахстан, Финляндия.

-  Создание интерактивной компьютерной лаборатории для обработки результатов мониторинговых исследований, в частности, приобретение компьютерного оборудования и лицензионных программ; организация обучающих вебинаров с регионами республики в целях обучения белорусских экспертов в сфере оценки качества образования.

Б) Участие в международных системах оценки образовательных достижений учащихся;

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий:

-  Международные накладные расходы: Ежегодные взносы в ОЭСР;

-  Национальные расходы на подготовку: создание, перевод и редактирование тестовых заданий; обучение, тренинги, подготовительные семинары;  апробация;

-  Национальные расходы на реализацию: проведение тестирования (выкл. печать, распространение и надзор); обработка и анализ данных;  распространение результатов;

- Институциональное развитие: укрепление информационно-технической базы национального агентства по реализации для проведения тестирования; привлечение персонала на временной основе в национальные агентства по реализации для проведения тестирования; техническое содействие со стороны международных экспертов по вопросам подготовки и проведения тестирования;

В) совершенствование существующей информационной системы управления в секторе общего среднего образования (ИСУО) с целью использования результатов анализа данных для поддержки принятия управленческих решений.

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий:

- Создание системы сбора и обработки первичных данных:

- Создание единой платформы для интеграции существующих информационно-аналитических систем, баз и банков данных и их последующей автоматизации;

- Автоматизация процессов подготовки, сбора и обработки первичных данных на основе единой платформы и унифицированного программного обеспечения;

- Создание системы обработки первичных данных в многопользовательском режиме в едином информационном пространстве корпоративной сети Министерства образования.

- Создание системы получения агрегированных данных:

- Создание системы агрегирования данных в различных разрезах, включая возможность получения в одной форме данных из различных наблюдений;

- Разработка системы извлечения данных для последующей аналитической работы с использованием современных методов статистического моделирования и анализа;

- Создание для пользователей, не имеющими навыков работы с базами данных, инструментария для формирования произвольных выходных форм представления информации.

-  Создание системы информационно-аналитического обеспечения:

- Разработка моделей информационно-аналитического обеспечения системы общего среднего образования и их связи с другими уровнями образования;

- Создание и ведение каталога показателей, обеспечивающего системное описание данных, используемых для информационно-аналитического обеспечения;

- Обеспечение различных категорий пользователей эффективными и удобными сервисами работы с аналитической информацией на основе использования современных информационных технологий.

-  Создание и аттестация системы защиты информации.

3)    Поддержка реализации проекта. Цель – обеспечение реализации проекта в достижении своих целей.

Данный компонент предполагает:

- Расходы, связанные с реализацией проекта.

Это будет достигнуто за счет следующих мероприятий

- Управление проектом, закупки, финансовое управление, аудит, мониторинг и оценка.

Министерство образования Республики Беларусь несет полную ответственность за осуществление данного проекта.

Проектом «Модернизация в системе образования Республики Беларусь» предусматривается привлечение заемных средств Международного банка реконструкции и развития в рамках Стратегия партнерства Группы Всемирного банка для Республики Беларусь.

Оценочная стоимость проекта составляет порядка 50 млн. долларов США).

Данный рамочный документ описывает процедуры и механизмы, которые необходимо задействовать в целях обеспечения соответствия мероприятий проекта законодательству Республики Беларусь и требованиям Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Прежде всего, рассматривается национальное природоохранное законодательство применительно к отдельным пунктам плана природоохранных мероприятий; нормативные правовые акты (в том числе технические нормативные правовые акты), касающиеся выполнения природоохранных требований.


1. Организационная структура

Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования отдельных районов регулируется  отделами образования отдельных районов, которые подчиняются областным (Минскому городскому) управлениям образования исполнительных комитетов. Здания учреждений образования в Республике Беларусь находятся только в государственной собственности. Финансирование строительства новых зданий и реконструкция (капитальный ремонт) осуществляется исключительно из средств государственного бюджета за счет средств, ежегодно выделяемых Министерству образования для этих целей. Областные управления образования исполнительных комитетов (Минский городской) ежегодно составляют план капитальных ремонтов и строительства новых зданий учреждений образования в целом по своему району (области) с определением необходимых работ и с учетом развития того или иного города, сельского населенного пункта.

Министерство образования, как орган государственного управления, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляет в том числе, контроль состояния материально-технической базы учреждений образования, своевременное техническое обслуживание всех инженерных систем по зданиям.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) в Беларуси  имеет вертикальную структуру: Минприроды, как республиканский орган государственного управления, имеет свои территориальные (местные) органы:  Минский городской комитет и областные комитеты природных ресурсов охраны окружающей среды во всех областях Беларуси  и соответствующие  инспекции на уровне городов и районов.   Именно территориальные органы Минприроды контролируют соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды всеми субъектами хозяйствования.

Органы государственной экспертизы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь  (Госстандарт) обеспечивают проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).  Таким образом, проектная документация  по модернизации и реконструкции зданий учреждений общего среднего образования должна проходить процедуру государственной экспертизы Госстандарта.


2. Обзор законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Экологическая политика, проводимая на государственном уровне, стала к настоящему времени ключевым элементом устойчивого развития Республики Беларусь. Экологическую политику государства определяет национальное законодательство в области охраны окружающей среды. Ведущее положение в ней занимает Закон «Об охране окружающей среды»(1992 г., в редакции 2014 г.), имеющий универсальное значение. В этом нормативном документе отдельная глава (глава 6) посвящена требованиям в области охраны окружающей среды при проектировании, строительстве,  реконструкции, эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь и указывается, что должны быть предусмотрены меры по охране окружающей среды в каждом конкретном случае с учётом требований экологической безопасности.

В настоящее время в стране действуют более 20 законодательных актов регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Необходимо отдельно отметить такие нормативные правовые акты, имеющие непосредственное отношение к вопросам строительства и реконструкции учреждений образования, как:

- Закон «Об охране атмосферного воздуха» (2008 г.), определяющий требования к получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в случае превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе субъектом хозяйствования;

– Закон «Об обращении с отходами» (2007 г.), определяющий порядок обращения с отходами и обязанности юридических лиц при обращении с отходами производства;

- Водный  Кодекс (2014 г.), определяющий требования к водопотребителям и порядку водоотведения для различных юридических лиц;

- Закон «О растительном мире» (2003 г.), устанавливающий четкие нормативные требования по проведению компенсационных выплат и посадок в случае удаления, пересадки объектов растительного мира при проведении строительства, реконструкции, эксплуатации объектов хозяйствования всеми юридическими лицами.

- Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2012 г.) устанавливает требования и процедуры реализации экологических стандартов, связанных с качеством окружающей среды;

- «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (2003 г.)  устанавливает ответственность за нарушение норм и правил, имеющих отношение к охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.


3. Экологическая оценка в республике беларусь

Правовая основа для оценки состояния окружающей среды включает в себя пять нормативных правовых актов. Это Закон «Об охране окружающей среды», Закон «О государственной экологической экспертизе» (2009 г. с изменениями и дополнениями), Положение «О государственной экологической экспертизе» (2009 г.), Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду» (2009 г.), Положение «Об общественной экологической экспертизе» (2009 г.). Необходимо также упомянуть обязательный документ - технический нормативный правовой акт П3-02 к СНБ 1.03.02-96 «Состав и порядок разработки раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации».

Законодательство предусматривает, что экономическая деятельность должна быть основана на рациональном  использовании природных ресурсов. Оно также предусматривает, что хозяйственная деятельность, которая может оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду, здоровье человека и/или имущество граждан, должна  пройти либо процедуру государственной экологической экспертизы либо разработку раздела «Охрана окружающей среды» и, соответственно, согласование с экспертизой Госстандарта.

Для проектной документации хозяйственной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе, должна быть организована заказчиком разработка раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»  (ОВОС). Это касается объектов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное воздействие на состояние окружающей среды (ст.5 и 13 Закона). Перечень таких  объектов приведен в пункте 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе». При реконструкции объектов, не предусматривающих увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и образование отходов производства, оценка воздействия на окружающую среду не проводится (часть 2  ст.13 Закона).

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится исключительно Минприроды и его областными комитетами  и финансируется из средств государственного бюджета. Статья 21.19 Кодекса об административных правонарушениях запрещает реализацию любой деятельности, требующей проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения экологической экспертизы.

Для других объектов, не относящихся к ст. 5 и 13 Закона «О государственной экологической экспертизе» в соответствии с П3-02 к СНБ 1.03.02-96 «Состав и порядок разработки раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации»  требуется разработка раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» и дальнейшее согласование проектной документации с органами государственной экспертизы (статьи 31 и 32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь", п.26 Положения «Об оценке воздействия на окружающую среду»). Таким образом, в случае реконструкции и модернизации учреждений общего среднего образования необходимо разработать раздел «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации.

Разработку этого раздела осуществляют проектные организации республики. Эта деятельность не требует лицензирования в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Содержание раздела включает подразделы, в которых анализируются воздействия на все компоненты природной среды -  воздух, воду, почвенный покров, растительный и животный мир.  При анализе воздействия на атмосферный воздух обязательно анализируются физические факторы воздействия – шум, вибрация и риски на здоровье населения. Риски на здоровье населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вправе определять только территориальные органы Минздрава.

Подробные этапы получения разрешительной документации и  разработки отдельных проектных документов с указанием на  нормативные требования* к проведению работ по модернизации и реконструкции школьных зданий в рамках данного проекта представлены в таблице.

Наименование документа

Орган, выдавший документ или разработчик

Этап получения документа

Задание на проектирование (Техническое задание)

Собственник школьного здания, управляющая компания

До начала проектирования

Выбор проектной организации на тендерной основе

Собственник школьного здания, управляющая компания

До начала проектирования

Получение технических условий на модернизацию и реконструкцию здания

УП «Мингаз», УП «Водоканал», ГПО «Белэнерго»

До начала проектирования

Сметная документация на модернизацию и реконструкцию

Проектная организация

На этапе проектирования

Проектирование (стадия «Строительный проект»), в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды»

Проектная организация

На этапе проектирования

Заключение государственной экспертизы

Государственная экспертиза Госстандарта

После стадии проектирования, перед началом строительных работ

Разрешение на производство строительно-монтажных работ

Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством Госстандарта

После проектирования и прохождения экспертизы

Выбор строительной организации (генподрядчика) на тендерной основе, имеющей сертификат на строительные работы в зданиях второй категории сложности

Собственник здания, управляющая компания, орган госуправления

После проектирования  перед началом модернизации и реконструкции

Разрешение на вывоз строительных отходов, подлежащих захоронению, на полигон твердых коммунальных отходов

Территориальный орган Минприроды

Перед началом работ по модернизации и реконструкции

Выбор строительной организации (подрядчика) на проведение отдельных видов работ в соответствии с сертификатами Министерства архитектуры и строительства

Генподрядчик

На стадии работ по модернизации и реконструкции

Контроль за осуществлением работ по модернизации и реконструкции

Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством Госстандарта, технический надзор, авторский надзор проектировщика

На этапе работ по модернизации и реконструкции

Заключение о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта требованиям законодательства Республики Беларусь

Комиссия, созданная Заказчиком по модернизации, реконструкции (собственник здания, управляющая компания, орган госуправления)

По окончании модернизации и реконструкции здания школы

*В таблице представлены только общие нормативные требования к проведению работ по модернизации и реконструкции в соответствии с действующим законодательством. Отдельные случаи  (бурение скважин на воду, дополнительное подключение к инженерным сетям) требуют получения специальных разрешений.


4. Правила и процедуры Всемирного банка в отношении оценки воздействия на окружающую среду

Основные положения в отношении оценки воздействия на окружающую среду

В соответствии с защитными политиками Всемирного банка Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является процессом, осуществляемым до начала реализации проекта, в рамках которого оцениваются потенциальные экологические риски и воздействия проекта в зоне его влияния; рассматриваются альтернативы проекту; определяются подходу к совершенствованию отбора, определения места, планирования, проектирования и реализации проекта с помощью предупреждения, минимизации, смягчения или компенсации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и усиления положительного воздействия; и включает в себя процесс смягчения и управления неблагоприятными экологическими воздействиями в ходе реализации проекта. ОВОС является обязательной для проектов, которые потенциально могут иметь негативные последствия. Кроме того, обязательным на всех стадиях процесса является хорошо организованное участие общественности. В случае, когда мероприятия, подлежащие финансированию в рамках проекта, не определены на стадии проектирования, Банк применяет Рамочный документ по управлению окружающей средой (РДУОС), в котором должна содержаться подробная информация о процедурах, критериях и ответственности сторон за  скрининг  (отбор) подпроекта, его подготовку, реализацию и мониторинг выполнения ОВОС по конкретному подпроекту. В РДУОС должно входить Экологическое руководство для предлагаемых подпроектов, содержащее оценку потенциального воздействия и описание общих мер по смягчению последствий, которые должны быть приняты в рамках конкретных подпроектов на всех этапах - от выявления и отбора, разработки и стадии реализации, до мониторинга и оценки результатов проекта.


Экологический скрининг (отбор)

Банк проводит экологический скрининг каждого предлагаемого проекта для определения необходимого охвата и типа ОВОС. Банк присваивает предлагаемому проекту одну из четырех категорий в зависимости от типа, месторасположения, чувствительности и масштаба проекта и характера и масштабов его потенциальных воздействий на окружающую среду. Документ Банка OP/BP/GP 4.01 предусматривает следующие экологические категории проектов:

Категория А: Предлагаемый проект относится к категории А, если он, как ожидается, окажет значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, которое является чувствительным, разнообразным или беспрецедентным. Для такого проекта требуется проведения полной ОВОС. В рамках рассматриваемого проекта таких подпроектов не ожидается.

Категория B: Предлагаемый проект относится к категории В, если его возможное отрицательное воздействие на окружающую среду, население или экологически важные объекты - включая водно-болотные угодья, леса, луга и другие естественных места обитания - менее вредное, чем у проектов категории А. Эти воздействия касаются только конкретного участка; немногие из них, если таковые имеются, являются необратимыми; и в большинстве случаев смягчающие меры могут быть разработаны быстрее, чем для проектов категории А. В рамках ОВОС для проектов Категории B рассматриваются потенциальные отрицательные и положительные воздействия проекта на окружающую среду и рекомендуются конкретные меры, необходимые для предотвращения, минимизации, смягчения или компенсации негативного воздействия и улучшения экологических показателей. Выводы и результаты ОВОС для проектов Категории B включаются в проектную документацию (Документ об оценке проекта и Информационный документ о проекте). В соответствии с проведенным предварительным анализом предлагаемый проект «Модернизация в системе образования Республики Беларусь»  отнесен к Категории. Во, что определяется тем, что


5. Анализ экологических последствий предлагаемого проекта

В соответствии с СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения.  Классификация. Основные положения» здания школ с количеством учащихся 200-1000 отнесены ко второму классу сложности как «здания с массовым пребыванием людей» и, соответственно, требуют высокой сложности работ при осуществлении архитектурной и строительной деятельности. В соответствии с положениями действующей политики Всемирного банка 4.01 «Экологическая политика» Проект был первоначально отнесен к категории  «В». Экологический анализ показывает, что

- предполагаемое неблагоприятное экологическое воздействие возможно, главным образом, при проведении строительных работ  и использовании лабораторного оборудования в школьных кабинетах, компьютерных классах, столовой (т.е. основное экологическое воздействие связано с образованием строительных отходов).

Не предполагается, что проект окажет негативное воздействие на  население района или города или изменит ситуацию в экологически значимых районах. В большинстве случаев предлагаемые меры могут существенно минимизировать негативное воздействие и могут быть разработаны на короткое время. Предлагаемые разработки относятся только к капитальному ремонту существующей инфраструктуры. Строительство новых учреждений  среднего школьного образования не планируется.

- если предлагаемые меры по минимизации отрицательного воздействия будут должным образом реализованы, данный проект «Модернизация в системе образования Республики Беларусь» будет иметь преимущественно положительное воздействие на окружающую среду и здоровье населения за счет модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений среднего образования, внедрения новых информационных технологий в образовательную сферу  школ.

Предлагаемые мероприятия связаны в основном с модернизацией существующей инфраструктуры школ Республики Беларусь.  Строительные работы будут происходить в городах и поселках страны и эти работы не будут включать значительное изменение или деградацию естественных экосистем или иметь существенное негативное влияние на лесные экосистемы, поэтому маловероятно,  что проект вызовет применение Оперативной политики Всемирного банка 4.04 «Естественные места обитания» и 4.36 «Леса». Также не ожидается, что проект вызовет необходимость вынужденного переселения.

Кроме того, меры по снижению воздействий будут разработаны для каждой школы, участвующей в проекте. План природоохранных мероприятий включает анализ рисков, связанных со строительными работами и последующей эксплуатацией объектов, также определены меры по снижению и механизмы мониторинга для контроля за выполнением планов по снижению воздействий. Соблюдение этих мер в ходе строительных работ будет достаточным для снижения экологического воздействия до минимального уровня.

Если предлагаемые меры по минимизации отрицательного воздействия будут должным образом реализованы, данный проект «Модернизация в системе образования Республики Беларусь» будет иметь преимущественно положительное воздействие на окружающую среду и здоровье населения за счет модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений среднего образования, внедрения новых информационных технологий в образовательную сферу  школ.

Категория C: Предлагаемый проект относится к категории С, если, как ожидается, он будет иметь минимальные негативные последствия для окружающей среды или таких последствия не будет совсем. Помимо проведения скрининга, для проектов Категории C никаких дальнейших мероприятий, связанных с ОВОС, не требуется.

Категория FI. Наконец, есть особая Категория FI, которая применяется к подпроектам, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям, в том случае, Банк предоставляет свои средств через финансового посредника (ФП).


Применение защитных политик и механизмов Всемирного банка

Поскольку планируемые виды деятельности в рамках проекта могут вызвать некоторые экологические и социальные последствия, применяется документ Всемирного банка OP 4.01 по оценке воздействия на окружающую среду,  а также Руководство Всемирного банка в отношении экологии, здоровья и безопасности. Пункт 4.11 Оперативной политики Всемирного банка «Физические культурные ресурсы» требует соблюдения определенных процедур в зданиях, относящихся к культурному наследию. Потенциальные риски определены в Плане мероприятий и конкретные меры по смягчению последствий обозначены. Все действия по обращению с культурным наследием соответствуют законодательству Республики Беларусь и учитывает институциональную ответственность в отношении физических культурных ресурсов. Общественные обсуждения будут проведены в случае зданий, относящихся к культурному наследию, с участием не только природоохранных органов, но и представителей Министерства культуры,  неправительственных организаций в области охраны окружающей среды и культуры и местного населения.


6. Возможные потенциальные воздействия

Все работы  по реконструкции и модернизации будут осуществляться исключительно на существующих объектах. Реконструкция и модернизация школьных зданий будет иметь положительное воздействие на качество образовательных услуг в Республике Беларусь. Кроме того, сократятся расходы на техническое обслуживание зданий выбранных школ. Воздействие на социальную составляющую будет также положительным и долгосрочным. Потенциальные неблагоприятные экологические и социальные последствия описаны ниже для этапа работ по реконструкции и модернизации и дальнейшей эксплуатации объектов. Все перечисленные воздействия будут краткосрочными и локальными.


Потенциальные воздействия в период проведения работ по реконструкции и модернизации

Деградация ландшафтов и нарушение почвенного покрова. Отдельные участки земель, прилегающие к школам, могут быть нарушены при осуществлении строительных работ (подъезд техники, складирование материалов и пр.). Поэтому должны  быть проведены рекультивационные работы до начала эксплуатации объектов.

Загрязнение нефтепродуктами грунтовых вод и почвенного покрова. В результате пролива нефтепродуктов при проведении строительных работ возможно проникновение нефтепродуктов в грунтовые воды и образование замазученных грунтов.

Воздействие на биоразнообразие. Воздействие на биоразнообразие не ожидается, так как все школьные здания расположены в пределах населенных пунктов, где экосистемы значительно трансформированы и несут определенную антропогенную нагрузку. Воздействие на экосистемы может произойти только в случае добычи природных строительных материалов при проведении ремонтных работ.

Шум, вибрация и выбросы. Шум, вибрация и выбросы будут иметь место при работе строительного и грузового транспорта. Выбросы пыли неорганической при проведении земляных работ и выбросы вредных веществ при работе транспортных средств (транспортировка строительных материалов и отходов) будут происходить на этапе строительных работ.  При проведении сварочных работ будет образовываться диоксид марганца. Будет выполнен расчет выбросов загрязняющих веществ в каждом конкретном случае  при разработке раздела «Охрана окружающей среды». Запланированы эффективные меры по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух при проведении строительных работ в населенных пунктах и охраняемых территориях (Закон «Об охране атмосферного воздуха», от 16.12.2008 г.)

Образование строительных отходов. В процессе проведения ремонтных работ будут образовываться строительные отходы, включая возможное образование асбестосодержащих материалов, который часто использовался как основной материал для крыш до недавнего времени. Эти воздействия будут локализованы и сведены к минимуму путем организации мест временного складирования отходов, организации раздельного сбора отходов производства по классам опасности с выделением вторичных материальных ресурсов (ст. 17 Закона «Об обращении с отходами»). По отходам, не подлежащим дальнейшей переработке будет получено разрешение в каждом конкретном случае на захоронение на полигон твердых коммунальных отходов при условии доставки отходов на полигон. В процессе реконструкции школьных химических и физических лабораторий также возможно будут образовываться остатки неорганических препаратов просроченные или испорченные (высокоопасные, 2 класс опасности в соответствии с Классификатором отходов Республики Беларусь), которые будут обезвреживаться путем сброса в городские канализационные сети по согласованию с предприятиями УП «Водоканал».

Риски здоровью населения при проведении строительных работ. При нарушении условий труда может возникнуть угроза здоровью и безопасности рабочих и населения, что может привести к травмам и несчастным случаям. Риски могут возникнуть в случае проведения  ремонтных работ в учебное время.

Воздействие на историко-культурные и археологические ценности. Если здание школы является историко-культурным наследием, то могут возникнуть повреждения внешнего фасада или внутренних помещений (колонн) при проведении строительных работ. В связи с этим необходимо получение разрешения от Министерства архитектуры и строительства на работы по модернизации таких зданий.


Потенциальные воздействия в период эксплуатации зданий

На стадии эксплуатации зданий очень важна организация контроля функционирования школьной инфраструктуры со стороны Министерства образования и местных исполнительных комитетов и постоянного поддержания надлежащего технического состояния всех школьных помещений. Периодическое техническое обслуживание школьной инфраструктуры будет производиться за счет договоров с соответствующими организациями жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель такой работы – создание качественных условий обучения в системе общего среднего образования.

Подъездные пути и воздействие на грунтовые воды. Максимально будут использоваться  существующие автодороги и подъездные пути. Заправка транспорта топливом на территории зданий школ не планируется. Кроме того, проектом запланирована замена инженерных систем по зданиям, в том числе систем водоотведения и водопотребления. При этом сточные воды будут отводиться в существующие системы канализации. Модернизация систем водоотведения не планирует строительства новых очистных сооружений. Отведение сточных вод на рельеф  или сброс в подземные воды не предусмотрен. Если отсутствует централизованная система водоотведения в сельском населенном пункте, где расположена школа, сточные воды будут собираться в септики, а затем периодически вывозиться специализированной организацией на городские очистные сооружения ближайшего районного центра.

Эксплуатация систем отопления. Техническое обслуживание систем отопления, в том числе регулярный осмотр и плановые проверки работы систем, будут осуществляться перед началом отопительного сезона для  эффективного проведения учебного процесса, а также сведения к минимуму  аварийных ситуаций и загрязнения воздуха.

Техническое обслуживание внешних конструктивных элементов зданий и коммунальные услуги. Ремонт и обслуживание крыш, фасадов и другие коммунальные услуги будет осуществляться в ходе эксплуатации отремонтированных зданий школ, в том числе в ходе регулярных проверок и ремонта по мере необходимости. Крыши будут очищаться в течение зимнего сезона после снегопада, чтобы устранить угрозу безопасности для школьников, родителей и сотрудников школы. Кроме того, школьные дворы и спортивные площадки также будут содержаться в надлежащем состоянии путем проведения ремонтных работ во внеучебное время за счет местных органов власти для поддержания нормальных санитарно-гигиенических условий обучения. Захламление прилегающей к школьному зданию территории мусором и отходами не допускается.

Шум, вибрация и выбросы. На этапе эксплуатации зданий основное воздействие на атмосферный воздух будет создаваться при работе транспорта (школьные автобусы), а также вывозе твердых коммунальных отходов и других воздействий транспорта для нормального функционирования школьных зданий. Кроме того, воздействие транспорта будет приводить к появлению шума и вибрации. При проведении школьных занятий по химии, физике и труду возможно образование  древесной пыли, в малых дозах химических неорганических соединений. Воздействие будет локальным, и минимизация будет достигнута за счет системы местной приточно-вытяжной вентиляции.

Обращение с отходами и опасными веществами. Система обращения с отходами, образующимися при функционировании школьных зданий, должна включать не только организацию мест сбора и временного хранения вторичных материальных ресурсов (отходов, подлежащих переработке), но и порядок обращения с опасными отходами и веществами (ртутные лампы, остатки лабораторных химических препаратов). Необходимо также расширить и обустроить контейнерные площадки дополнительными контейнерами для сбора металлолома, кухонных отходов, пластиков. Должны быть заключены договора с перерабатывающими организациями на переработку вторичного сырья. После проведения капитального ремонта необходима будет разработка  и согласование пакета документов по  обращению с отходами для каждой школы (Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» в редакции от 4 января 2014 г.).

Сохранение исторических и культурных ценностей. Если здание школы выбрано для проведения  капитального ремонта, и оно является культурным наследием Республики Беларусь, то должны выполняться требования Министерства культуры при проведении текущих  ремонтов здания и внутренних помещений.


7. Консультации с заинтересованными сторонами

Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и международные Конвенции, регулирующие общественные слушания и порядок проведения экологической оценки, а также доступность информации для общественности, перечислены ниже:

- Закон «О государственной экологической экспертизе» от 9.05.2010 г. обеспечивает право граждан на получение информации о деятельности, которая может вызвать воздействие на окружающую среду;

- Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5.07.2004 содержит требования по проведению государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство (Статья 32), на основании которого проектная документация на модернизацию и реконструкцию учреждений общего среднего образования должна проходить государственную экспертизу;

- положение «О государственной экологической экспертизе» от 19.05.2010 г. определяет порядок проведения государственной экологической экспертизы проектной и иной документации;

-Положение «Об общественной экологической экспертизе» от 29.10.2010 г. определяет порядок организации и проведения общественной экологической экспертизы;

- Положение «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»  от 19.05.2010 г. содержит процедуру проведения общественных обсуждений в Республике Беларусь;

- Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхус, 1998; Республика Беларусь присоединилась к Конвенции в 2000 г.).

Настоящий проект  предполагает консультации с государственными учреждениями на национальном, региональном и местном уровне и в части консультаций с лицами, которые могут быть затронуты при реализации предлагаемого проекта при отборе проектов, мониторинга результатов. В первую очередь, это относится к отделам образования районного уровня. Консультации также могут быть проведены с местными общественными организациями по экологическим аспектам предлагаемого проекта. В ходе проводимых компаний по информированию общественности и на общественных слушаниях будут обсуждаться экологические и социальные аспекты проекта в целом и различных инвестиций. Протокол консультаций с заинтересованными сторонами должен быть представлен (с перечнем поставленных вопросов и ответов на них) и включен в окончательную версию  данного документа как отдельное приложение.

В соответствии с требованиями Всемирного банка по плану природоохранных мероприятий необходимо провести консультации с заинтересованными сторонами. График проведений консультаций с заинтересованными сторонами приведен в виде таблицы.

График проведения консультаций с заинтересованными сторонами

Дата

Мероприятие

Место представления

Ответственные

08.01.2015

Рассылка по электронной почте  районным (городским) исполнительным органам власти извещения о необходимости проведения общественных обсуждений в конкретном районе

Управление общего среднего образования Министерства образования

Управление общего среднего образования Министерства образования

08.01.2015

Уведомление об общественных обсуждениях и объявление о проведении собрания по обсуждению плана природоохранных мероприятий по проекту «Модернизация системы образования  Республики Беларусь»

Размещение на интернет-сайтах плана природоохранных мероприятий для ознакомления заинтересованных сторон

Сайт Министерства образования

Сайты отделов образования отдельных районов, школы которых затронуты проектом

Сайты областных управлений образования исполнительных комитетов (Минского городского)

Рассылка уведомления территориальным органам Минприроды в каждом затронутом районе

Рассылка уведомления общественным экологическим организациям по списку в каждом затронутом районе


Управление общего среднего образования Министерства образования


10.01.2015 – 30.01. 2015

Проведение общественных обсуждений в каждом затронутом проектом районе на базе районных (городских) исполнительных органов власти


Районные (городские) исполнительные органы власти, отделы образования районов

Районные (городские) исполнительные органы власти, отделы образования районов

08.02.2014

Оформление Протокола общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе района (города) с выводами и предложениями комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений. Протокол общественных обсуждений утверждается председателем и подписывается членами комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений.

Районные (городские) исполнительные органы власти, отделы образования районов

Районные (городские) исполнительные органы власти, отделы образования районов

В соответствии с Политикой Всемирного банка в отношение доступа к информации настоящий отчет будет обнародован на сайте Всемирного банка  (InfoShop) на английском языке.


8. План мероприятий в области охраны окружающей среды и план управления процессом

Предлагаемый план мероприятий в области охраны окружающей среды по Проекту «Модернизация в системе образования  Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» представлен ниже в виде таблицы. План состоит из перечня мероприятий по минимизации последствий и мониторинга воздействий на каждом из этапов, который включает функции мониторинга и контроля.

План мероприятий по охране окружающей среды учитывает три основных типа инвестиций, отражающих общий объем предлагаемых мероприятий, а именно: а) проектирование строительства и реконструкции учреждений школьного образования; б) строительство и реконструкция школьных зданий и сооружений, включая все возможные воздействия на компоненты природной среды на этапе строительных работ; в) эксплуатация школьных зданий и сооружений, включая водопотребление, потребление тепловой и электрической энергии, обслуживание школьных зданий и сооружений.  Таким образом, данный план в общих чертах представляет собой план мероприятий по охране окружающей среды для целого проекта и предполагается, что для конкретных мероприятий будут разработаны более детальные планы природоохранных мероприятий после подробного изучения проектной документации.

Представленный ниже план мероприятий включает в себя комплекс мер по смягчению последствий, мониторингу и институциональной ответственности, которые должны быть приняты в ходе реализации и эксплуатации для устранения негативных экологических и социальных последствий, их компенсации, или их уменьшения до приемлемого уровня. План мероприятий является ключевым элементом экологической оценки для всех проектов категории В. Поскольку в проект будут включаться типичные мелкие ремонтные работы, предлагается использовать универсальный формат Плана в виде контрольного списка («Контрольный список Плана мероприятий в области охраны окружающей среды»), разработанного Всемирным банком для подачи информации в соответствии с «прагматичной передовой практикой», в удобном для пользователя виде, соответствующей требованиям защитных политик и механизмов Банка (Приложение 1). В контрольном списке определены подходы к предотвращению и смягчению последствий. Этот формат соответствует ключевым элементам Плана управления окружающей средой и позволяет выполнить требования Всемирного банка, касающиеся оценки воздействия на окружающую среду (OP/BP/GP 4.01).

План управления окружающей средой с мероприятиями по минимизации негативного воздействия будет осуществляться следующим образом: (а) мероприятия по охране окружающей среды будут включены в Руководство по реализации проекта; (б) рамочный документ по  процедурам и механизмам обеспечения соблюдения мер экологической безопасности будет использован при разработке проектной документации (строительного проекта), включая раздел «Охрана окружающей среды»; (в) при выборе на тендерной основе строительных организаций  при заключении договоров с подрядчиками будут включены стоимости этих работ и материалов в их финансовые предложения; (г) будут определены сотрудники в составе группы по реализации проекта при Министерстве образования, отвечающие за мониторинг выполнения плана мероприятий в области охраны окружающей среды; (д) будут выполнены предлагаемые в плане меры по предотвращению и смягчению последствий в ходе реализации предлагаемых мероприятий; и (е) будет проводиться мониторинг и оценка мер по предотвращению и смягчению последствий, определенных при рассмотрении конкретного объекта и включенных в план  мероприятий по охране окружающей среды.

Таблицы и приложения к проекту

 



Информация